Не жалею, не зову, не плачу
В начале 20-х гг. в поэзии Сергея Есенина начали появляться философские нотки, что отчетливо прослеживается в стихе «Не жалею, не зову, не плачу» 1921 г. Чувствуется, как автор тоскует по ушедшей юности. И хотя на тот момент ему было всего 26 лет, он уже успел испытать серьезные неудачи и потрясения, он пережил крах брака с З. Рейх и революцию 1917 г., а в конечном итоге начал задумываться об уходе из жизни.
При чтении стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» ощущается глубокая печаль поэта. Его и правда мучила тоска по молодости, оставшейся в прошлом, по светлым юношеским мечтам и надеждам, которые окрыляли, хоть и не всем из них суждено было сбыться. Он ощущал, что «дух бродяжий» перестает толкать его на безумства, которые пусть и оборачиваются неприятностями, но делают жизнь насыщенной и яркой. Сравнивая свою юность со «скачкой на розовом коне», поэт приходит к неутешительному выводу о том, что он пришел в этот мир, чтобы «процвесть и умереть».
Интересно, что Есенин написал «Не жалею, не зову, не плачу», вдохновившись лирическим вступлением к 6 главе «Мертвых душ». Об этом мало кто знает, но даже сам поэт впоследствии говорил, что положительные оценки его произведения должны быть в равной степени отнесены и Н. В. Гоголю. Впрочем, можно еще много сказать об удивительной красоты эпитетах, о художественной ценности произведения. Лучше хотя бы один раз прочесть и сделать собственные выводы!
***
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.
Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком.
Дух бродяжий! ты все реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст
О, моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств!
Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя, иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.
Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льется с кленов листьев медь…
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.