Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия» М. Лермонтова
Михаил Лермонтов часто рассматривается как писатель-лирик. Он воспевал красоту природы, объектов окружающего мира по отдельности и в совокупности, затрагивал мотивы любви. Однако он писал и о России. Причём её он не только воспевал, но и говорил об отрицательных, порой неприятных сторонах. Ко второй группе относится и разбираемое произведение. В случае со стихотворением Прощай немытая Россия анализ помогает выделить незаметные на первый аспекты произведения.
История написания
Точная дата написания до сих пор остаётся неизвестной. Версия первая гласит, что создано оно в 1840 году, ещё до ссылки на Кавказ, причиной которой стала дуэль Михаила с французом. По второй версии стихотворение датируется 1841 годом, тем, когда молодого поэта настигла смерть. Примерно во время написания он должен был уехать из Санкт-Петербурга – отпуск длиною в два месяца подходил к концу. Интересен факт, что некоторые литературоведы отказывались признавать авторство Лермонтова до 2017 года. Они были уверены в непричастности Михаила Юрьевича к этим злым строчкам, всё-таки Россию он любил.
Тема стихотворения
В стихотворении поднимается сразу несколько тем, только в совокупности они составляют единое целое. Перечень тем выглядит следующим образом:
- тема лишнего человека, изгоя общества;
- изгнание себя из надоевшего окружения, Кавказ станет своеобразным укрытием для героя. Он – то место, где Михаилу дышится легче, душа свободнее;
- полное непринятие политического строя государства;
- неприязнь к бездействующим, покорным и постоянно терпящим людям, многие из которых особенно склонны к чинопочитанию.
Основной посыл таков: в стране с подобным политическим устройством нет полной свободы, поэтому писатель и стремится туда, где он будет чувствовать себя лучше. Ему необходима свобода мысли и действий.
Жанр и композиция
Стихотворение «Прощай, немытая Россия» Лермонтова при анализе можно отнести к лирическому. Оно является отражением чувств и эмоций лирического героя, его переживаний и мыслей. Присутствуют другие элементы
- послания – обращение к конкретном объекту;
- эпиграммы – освещение политической тематики и злободневных сторон жизни
Однако полностью отнести произведение к этим жанрам нельзя.
Литературных направлений два: романтизм и реализм. С одной стороны, автор ищет свободу и выступает против общественных устоев, с другой – обращение к реальной истории государства, ярко выраженный конфликт лирического героя с окружающим его обществом.
Композиционно стихотворение возможно разделить на две части. В одной Лермонтов прощается с Россией, отражает её недостатки и всё, что ему не нравится как гражданину. Здесь наблюдаются настроения усталости, некоего изнеможения от обстановки. В другой эти настроения меняются на более позитивные, появляются надежды на светлое будущее страны, потому что она может и должна меняться.
Средства выразительности
Тропы и некоторые другие средства художественной выразительности помогают автору в передаче его эмоционального состояния. Среди наиболее употребляемых лексических средств можно заметить метафоры («страна рабов», «стена Кавказа», эти выражения не имеют прямого значения) и эпитеты («немытая Россия», то есть грязная и неправильно устроенная; «всевидящие» и «всеслышащие» надзорщики, на самом деле они видят и слышат далеко не всё в этом мире). Присутствует синекдоха – «мундиры голубые», имеются ввиду работники полиции, стражи порядка.
Лексические средства здесь это инверсия (нарушение порядка слов), анафора (единоначатие) в сочетании с синтаксическим параллелизмом (построением синтаксических конструкций по одному плану).
Произведение «Прощай, немытая Россия» строится на антитезе. Михаил Юрьевич любит её, но одновременно терпеть не может её устройство, её «государей» и всю политическую верхушку, которая управляет безвольным народом.
poq8gx