Анализ стихотворения «На дне моей жизни» А. Твардовского
Лирика классика советского периода русской литературы А.Т. Твардовского разнообразна по тематике. Он писал о войне, государственных деятелях, дружбе, смысле жизни, научно-техническом прогрессе. В каждом его произведении глубокий подтекст, яркие художественные образы, точность слов и содержательность. В зрелом возрасте поэт часто размышлял о бытии, подводил своеобразные итоги собственной жизни, делал выводы, выделяя положительный и отрицательный опыт. Его стихи впечатляют читателей и слушателей, так как искренность и правдивость всегда находят отклик в душах людей.
Кратко об истории создания
Произведения На дне моей жизни анализ показывает специфику творчества А.Т. Твардовского. Текст написан в 1967 году, когда поэту было 57 лет. Умер он спустя четыре года. Автор анализировал пройденный им путь, в результате родилось стихотворение.
Тема стихотворения
В рассматриваемом произведении говорится о смысле бытия конкретного человека. Лирический герой достиг определенных лет, когда поневоле приходится оглядываться назад и думать о том, что сделано за многие годы хорошего, что достигнуто из задуманного. Размышление проникнуто грустью и одновременно самоутверждением. Если бы нужно было сделать иллюстрацию к тексту, то она была бы такой: в лучах солнца в парке на скамейке сидит старик и тростью чертит какие-то непонятные знаки на земле.
Жанр и композиция
Литературоведческий анализ стихотворения на дне моей жизни свидетельствует о наличии в тексте набора художественных черт, свойственных такому жанру, как собственно лирическое стихотворение.
Композиция: три строфы, состоящие из одного пятистишия и двух восьмистиший с перекрестной рифмовкой. Размер: ямб.
Смысловая структура:
- о желании в старости посидеть на скамейке под лучами солнца,
- размышление об осени жизни и природы,
- вывод о разумности века.
Повествование ведется от первого лица единственного числа.
Средства выразительности
Автор широко использует разнообразные тропы и фигуры:
- эпитеты (теплом, недалекого);
- метафоры (посидеть на солнышке, наклонные лучи, дно жизни, галочка);
- инверсия (имеется обратный порядок слов в предложениях).
Также употреблены повторы однокоренных слов (дно – донышко, нет), лексемы с уменьшительно-ласкательными суффиксами (палочка, солнышко), разговорная лексика (морока, по случаю). Поэт применяет редкую форму от слова пень: пенушек (образовано по аналогии с подсолнушком).
Синтаксис:
- первая строфа – простое, осложненное однородными членами предложение;
- вторая – одно простое и одна конструкция с разными видами связи (сочинение, подчинение);
- третья – одна синтаксическая единица с наличием подчинения и бессоюзия.
Построение предложений близко разговорной речи, особенно во второй и заключительной строфах. Автор ведет беседу с самим собой без ненужного пафоса, спокойно и рассудительно, поэтому счел возможным использование усеченных форм частей конструкций.
С точки зрения морфологии: семь глаголов, четырнадцать имен существительных, пять прилагательных, семь местоимений. Малое количество прилагательных подтверждает, что главное в стихотворении не описание, а рассуждение.
Стихотворение А.Твардовского близко и понятно любому взрослому человеку. Дети также разберутся в сложностях повествования, но, возможно, воспримут не так сердечно, как пожилые. Основная мысль созвучна произведениям других авторов 20 столетия. Например, сказке А.П. Гайдара «Горячий камень». Какой бы трудной ни была жизнь, ее не перепишешь. Твардовский говорит о том, что прожил жизнь не зря и рад тому, что появился на свет.
li6uvq