Обновленная лицензия игрового движка Unity — какие изменения произошли в Unity Runtime Fee?
В начале осени 2023 года компания Unity опубликовала изменения условий лицензирования своего игрового движка. С первого января 2024 года была введена ежемесячная плата Unity Runtime Fee, ее размер теперь зависит от выбранной подписки и дохода от продаж игры, созданной при помощи Unity. Стоимость варьируется в диапазоне от 0,5 цента до 20 за одну установку. В скором времени руководство компании дало разъяснения по поводу новой бизнес-модели, но некоторые аспекты все равно остаются не до конца раскрытыми. Например, как компания собирается отслеживать количество установок и что подразумевается под этим словом? Обновление вызвало шквал критики, в том числе и из-за недостаточного количества объяснений. Специалисты игровой студии Skill Rush постарались подробно разобрать причину конфликта, ответить на самые популярные вопросы от разработчиков и предоставить вам официальный ответ компании Unity.
Что поменялось в правилах лицензии Unity?
Unity Personal — остается бесплатной, но порог дохода от продаж теперь не 100 тысяч долларов, а 200, как в Unity Plus. С ноября 2023 года пользователям придется время от времени проводить авторизацию при помощи Unity ID, чтобы открыть себе доступ к движку. Без интернет-соединения пользователи могут работать еще три дня. Unity Plus — прекратит быть доступной новым пользователям начиная с 12 сентября. Если вы работали на этой лицензии, то можете продлить ее на год или приобрести формат Pro. Для Personal и Plus был увеличен порог дохода от продаж игры, после которого разработчику нужно будет платить за использование движка.
Пакет Pro — стоимость данного плана выросла и теперь составила 1877 долларов в год, но при этом появилась скидка на Unity Runtime Fee. Если разработчики не хотят видеть на экране загрузки значок Unity, то вариантов не остается. Раньше можно было приобрести Plus-версию и заплатить дополнительно 399 долларов, чтобы логотип технологии больше не появлялся. Такая возможность останется теперь только для старых пользователей, и то всего лишь на один год, так как дальше подписка не будет продлеваться. Enterprise в стоимости не меняется, но Unity Runtime Fee остается ниже, чем в других бизнес-моделях.
Самое основное нововведение, которое распространяется на все лицензии — это Unity Runtime Fee. Плата взимается с разработчика за одну установку игры на любой платформе, которую поддерживает движок компании. Но стоит выделить, что Unity Runtime Fee начинает взиматься только с того момента, когда доход от продаж игры за последний год достигнет порогового значения, зависящего от лицензии. Представители компании выделяют, что оплата будет взиматься за каждую установку и не станет постоянным отчислением, как с дохода. Ниже мы решили привести основные условия, согласно которым Unity Runtime Fee будет взиматься с разработчиков.
Основные условия
Unity Runtime Fee начинает работать с января 2024 года, оплата будет взиматься даже в тех случаях, когда игра достигнет пороговых значений по количеству проданных копий и дохода от продаж до начала года. Расчет осуществляется при помощи умножения стоимости тарифа на количество установок, после достижения игрой порогового значения. Если количество установок значительно превышает порог, то выгодней перейти на лицензию Pro или Enterprise, у них есть многоуровневая тарифная система.
Unity Runtime Fee взимается в соответствии от выбранного тарифа — одного из двух. Это стандартный или тариф для формирующегося рынка. Выбор тарифа зависит от страны, в которой происходят установки игры. Например, под стандартный тариф попадают, такие страны, как США, Австралия, Австрия, Бельгия, Канада, Дания, Финляндия, Франция, Германия, Ирландия, Япония, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Швеция, Швейцария, Южная Корея и Великобритания. Под тариф для формирующегося рынка — все остальные. Расчеты производятся за один проект или игру, Monthly означает, что счет за все установки будет выставлен только в конце каждого месяца.
Почему инди-разработчики так отрицательно высказались по поводу изменений?
Давайте представим, что разработчики используют Unity Personal или принимают решение остаться на Unity Plus. Игра становится очень популярной и доход пересекает черту в 200 тысяч долларов, сотни тысяч людей начинают устанавливать ее на свои устройства. Учитывая затраты на производство, комиссию площадки, маркетинг и другие расходы, разработчики могут понести довольно серьезные убытки. Например, простая математика — 500 тысяч установок, стоимостью 20 центов каждая, обойдутся в 100 тысяч долларов. Разработчики приложений с бесплатной моделью распространения могут очень быстро уйти в минус. Маркетинг заберет большую часть бюджета, а доходы с продаж внутри игры останутся минимальными. Если сумма дохода станет выше пороговой, например количество установок может достигнуть миллиона, это приведет к колоссальным расходам. Многие пользователи говорят, что компания не станет останавливаться на текущем повышение стоимости и в скором времени еще повысит цену, что станет причиной большой угрозы для разработки будущих проектов на базе этой технологии.
Отвечаем на частые вопросы
Разработчики компании сформулировали ответы на часто задаваемые вопросы про Unity Runtime Fee, но многих разработчиков они не устроили. В первые несколько суток пользователи атаковали руководство Unity, пытались добиться внятного разъяснения. Мы собрали самые часто встречаемые вопросы с форума и сформировали на них ответы, основываясь на заявлениях представителей компании.
Будут ли учитываться переустановки приложений на устройствах? Если мы говорим про мобильные приложения для Android или iOS, то повторная установка приложения не будет считаться в качестве отдельной установки, так как приложение числится за учетной записью.
Как рассчитывается Unity Runtime Fee? Нужно платить за каждую игру отдельно или за все игры студии? Рассчитываться нужно будет за каждую отдельную игру или каждый отдельный проект.
Unity Runtime Fee будет распространяться на уже созданные и выпущенные игры или речь идет о проектах, которые будут созданы в следующих версиях Unity? Нововведение будет распространяться на уже созданные и выпущенные проекты. Unity Runtime Fee станет взиматься с вышедшей до января 2024 года игры, если она достигла к этому моменту пороговых значений по доходам от продаж и количеству проданных копий.
Будет ли считаться обновление игры, как новая установка? Нет, не будет. Но и выдать полноценную игру за демоверсию, внутри которой есть возможность разблокировки полной версии игры — не получится.
Мы хотим добавить еще несколько важных разъяснений от Антонии Форстер, чтобы обрисовать полностью картину, которая получилась после обновления лицензии.
Unity Runtime Fee будет распространяться только на разработчиков, чья игра приносит доход больше 200 тысяч долларов в год или больше 200 тысяч установок за это время. Оплата будет взиматься только по достижению порогового значения и с каждой последующей установки, а не за 200 000 предыдущих, то есть платить нужно будет за 200 001 установку. Если игрок скачает игру и будет играть в нее несколько лет, то оплата происходит один раз, в момент установки. С тестовых установок оплата не берется, с фиктивных тоже.
Довольно противоречивые сообщения, на которые хочется получить как можно детальней объяснения от Unity.
Что может случиться с компанией из-за ввода таких обновлений?
Unity Plus является недоступной для новых пользователей, что становится причиной попытки склонить инди-разработчиков к приобретению Pro-версии, но она стала резко дороже. Сообщество Unity говорит о том, что ничего страшного не произошло. У небольших инди-команд, обладающих незначительной выручкой, вообще ничего не поменяется. Сама компания говорит о том, что подавляющему большинству пользователей Unity Editor не нужно не за что платить, все остается также, как было раньше. Все обновления будут касаться только глобальных, успешных проектов, их доходы вполне могут позволить заплатить за Unity Runtime Fee, при помощи новых установок от пользователей.
Но мы не можем говорить о том, что сообщество инди-разработчиков, вздохнуло полной грудью. Даже скорее с точностью наоборот, если ранее разработчики мечтали, чтобы их игры стали скачивать тысячи людей, то ситуация сегодня поменяла их мировоззрение — теперь они этого совершенно не хотят. Сейчас может завируситься любая игра, а сам разработчик будет просто не готов оплатить огромные счета. Это стало причиной невозможности нормально распланировать окупаемость проекта, составить бизнес-план почти невозможно.
Как отреагировали разработчики?
Проанализировав ответы представителей Unity, последствия от таких изменений, многие разработчики задумались о смене компании. Вырос спрос на альтернативные технологии, люди стали думать о переносе своих проектов на совершенно другие игровые движки. Популярные студии тоже высказались на этот счет в своих социальных сетях. Обращение от создателей
Cult of the Lamb, гласило, что они планируют удалить свою игру со всех площадок с января 2024 года. SideQuest очень возмутился, что Unity собралась собирать данные своих пользователей с платформы и пригрозило исками. Студия Aggro Crab сказала, что если компания не вернет прежние условия, то они будут переносить свои проекты с нуля на другие движки.
Давайте подведем итог
Через неделю после выпуска заявления об обновлении правил лицензирования Unity выпускает свой ответ разработчикам, в котором извиняется за ситуацию, сложившуюся вокруг их компании и обещает в ближайшее время пересмотреть свою политику, проанализировать обратную связь игрового сообщества и их партнеров. Говорили о появлении в скором времени новой информации про лицензирование. Она не заставила себя ждать и была опубликована в виде обращения главы Unity Create Марка Уиттена — принесены извинения за поспешно принятые решения, компания рассказала о новых условиях работы.
- Unity Personal остается бесплатной, порог дохода от продаж вырос с 100 тысяч долларов до 200, как и было ранее заявлено компанией.
- Unity Runtime Fee не будет взиматься за игры, которые были созданы при помощи этой лицензии. Отменилась обязательная интеграция заставки «Made with Unity».
- Ни одна игра с доходом меньше одного миллиона долларов за последний год, не станет облагаться комиссией.
Условия Unity Pro и Unity Enterprise окончательно не были определены, утвердятся только после получения обратной связи. Unity Runtime Fee станет использоваться только со следующей LTS-версии Unity, она должна выйти в 2024 году. Это значит, что пока разработчик не перейдет на новую версию, то и комиссия проекта рассчитываться не станет. Если приложение попадает под условия Unity Runtime Fee, то разработчик имеет право выбрать любой удобный для него формат отчислений. Либо оплачивать долю дохода в размере 2,5%, или расчетную сумму, основанную на количестве новых пользователей, которые появляются каждый месяц. Все сумму разработчик определяет самостоятельно.