Тантал
В древнегреческой мифологии нередко поднималась тема человеческих пороков, вот и муки Тантала миф повествует о гордыне и о наказании, которое получил главный герой этой истории — царь Сипила. Этот город был награжден богами. Вокруг находились многочисленные рудники и пастбища. Все это приносило правителю и жителям безграничные блага.
Золото, шкуры и пища в избытке накапливались в Сипиле. Так как царь Тантал был сыном верховного божества, ему даровали лучшие сорта культурных растений, самые красивые породы овец, быков, коней и прочей живности. Невзгоды и плохая погода обходили город у скалы стороной. Богатые виноградники плодоносили круглый год, а поля порождали бесчисленное количество хлеба.
Тантал мог бы жить, не зная забот, но безграничные блага погубили правителя. Никогда не знал царь Сипила, что такое невзгоды, поэтому возгордился он своим достатком. Впоследствии это повлекло неизбежное наказание.
Несмотря на то, что он простой смертный, боги смотрели на Тантала как на равного. Олимпийские небожители регулярно посещали дом царя Сипила и участвовали в торжествах. Приверженность бессмертных к этому человеку пошла еще дальше. Его начали приглашать на Олимп, где он наравне с хозяевами ел и пил.
Вскоре царь возомнил себя равным отцу – Зевсу. Тот любил его и до определенного момента закрывал глаза на чрезмерную для смертного гордыню. Однажды громовержец обратился к правителю Сипила с предложением подарка. Он сказал, что выполнит любую просьбу своего земного ребенка.
Правитель Сипила грубо ответил Зевсу, что не нуждается в подачках богов. Он указал, что его богатства намного предпочтительнее даже участи бессмертных жителей Олимпа.
Верховный небожитель и на этот раз постарался умерить гнев и не наказывать любимца, но тот посмел два раза оскорбить честь богов. Только после этого Зевс принял решение наказать загордившегося смертного.
Первый проступок Тантала, оскорбивший небожителей, был в том, что тот решил соврать и пойти против воли своего отца. Однажды царь Эфеса по имени Пандарей принял решение выкрасть священного пса золотого цвета, который находилась на острове Крит. Волшебное животное берегло святилище верховного бога, а задолго до этого собака была приставлена к младенцу Зевсу, чтобы охранять новорожденного и козу, дающую ему молоко.
Пёс был удивительной красоты, услыхав о нем, Пандарей захотел увидеть его, а узрев, принял решение выкрасть собаку. Она была увезена на корабле. Но этот поступок царь Эфеса совершил не подумав, что спрятать чудесное животное от взора Зевса будет сложно. Тантал принялся помочь ему в этом и укрыл пса в своем городе.
Однако это не могло остаться незамеченным для многочисленных слуг богов, и они доложили о подлости, которую совершил Тантал. Тогда Зевс вызвал Гермеса и приказал лететь к царю Сипила с требованием вернуть собаку. За считанные мгновения посланник оказался в палатах царя. Сообщение, с которым тот прибыл к правителю, гласило, что ни один смертный не сможет утаить ничего от олимпийцев и что необходимо вернуть собаку, чтобы избежать гнева отца.
Царь Сипила грубо ответил Гермесу, соврав и поклявшись, что не видел он никакой золотой собаки. Это было сильным оскорблением для Зевса, но ослепленный любовью к своему смертному сыну, тот простил его. Таким был первый проступок, описанный в мифе про танталовы муки.
Последней каплей, опрокинувшей чашу терпения богов, стало второе оскорбление от смертного. Тот не верил во всевидящие глаза олимпийцев и решил проверить их. Он совершил ужасное действие, убив Пелопса, который приходился правителю родным сыном. Его плоть он приказал приготовить и подать ко столу богов, пришедших к нему на праздник.
Небожители знали об ужасном плане Тантала и отказались от угощений. Только богиня Деметра ела в тот вечер. Она была ослеплена горем и не увидела коварного взгляда царя города Сипила. Ее дочь была похищена, и все мысли матери были только о ней.
Зевс приказал сложить останки Пелопса в котел. Тогда Гермес вызвал волшебный огонь, ожививший юношу. Еще краше стало его тело, не хватало только одного плеча, которое съела Деметра. Гефест изготовил его из слоновьей кости. С тех пор у всех потомков сына Тантала есть белое родимое пятно на правом плече.
Проступок любимца богов не мог иметь прощения. Тантал был тотчас же отправлен в царство мертвых, где Аид придумал ему ужасную вечную кару. По сей день стоит грешник в прозрачной чистой воде по самый подбородок, но напиться ему не суждено: достаточно наклонить бывшему царю голову, как вода отступает от его тела, и под ногами остается лишь сухая потрескавшаяся земля. Ужасная жажда вечно мучает пленника. Над головой у Тантала спускаются ветви со сладкими плодами, но не суждено ему вкусить их: стоит поднять руки, как деревья расходятся. Не дотянутся грешнику до желанной еды. Ужасный голод стал его вечным спутником. А над головой загордившегося смертного нависает скала, грозящая обвалом каждую секунду. Так и суждено вечно страдать ему в царстве Аида. Так и появился фразеологизм «танталовы муки», значение которого — страдания из-за невозможности получить то, что желаешь больше всего на свете.