Занимательные опыты для малышей с водой
Увлечь современных детей без помощи гаджетов бывает сложно. Обучение должно проходить не только в форме игры, но и включать разнообразную поисковую деятельность. Для этой цели подходят опыты с водой, проведение которых не требует особой специальной подготовки.
Опыт прозрачности
Для эксперимента нужно взять две прозрачных емкости. В первую налить обычную воду, во вторую – непрозрачную жидкость (сок, кефир, молоко, какао). В каждую емкость поместить соломинку или шпажку.
Суть опыта заключается в следующем: ребенок должен определить, в какой емкости посторонний предмет видно, а в какой нет. Важно подвести малыша к выводу, какое вещество пропускает свет, а какое нет.
Для детей младшего школьного возраста опыт прозрачности можно усложнить. Для этого понадобится:
- 2 стеклянных стакана, наполовину наполненных чистой водой;
- Йод;
- Аскорбиновая кислота в таблетках.
В первый стакан нужно добавить йод, чтобы вода приобрела цвет крепко заваренного чая. Во второй высыпать 3 измельченные таблетки аскорбиновой кислоты и тщательно перемешать.
Попросить ребенка перелить «аскорбиновую» воду в стакан с раствором йода. В итоге жидкость станет абсолютно прозрачной.
Сломанный карандаш
Для опыта можно взять карандаш, ручку, соломинку или шпажку. В прозрачную емкость налить любую прозрачную жидкость и поместить туда карандаш. Разместить емкость так, чтобы граница жидкости была на уровне глаз. Благодаря феномену преломления в разной среде, карандаш или соломинка будут казаться сломанным.
Превращение воды в пар
Опыты с водой для детей носят не только развлекательный характер, но и обучающий. Изучение агрегатных состояний жидкости следует начать с простого и уже знакомого малышам процесса – кипячения.
В чайнике довести до кипения небольшое количество воды. Обратить внимание ребенка, что из носика появляется пар – это вода, которая была в чайнике. К струе пара поднести гладкий металлический предмет или зеркальце. На гладкой поверхности будут образовываться капельки – конденсат. Нужно объяснить ребенку, что жидкость превращается в пар, а пар обратно в жидкость.
Заморозка
В продолжение изучения агрегатных состояний можно провести опыт с заморозкой воды. Для этого следует совместно с ребенком налить в формочку для льда воду и поместить ее в морозилку. Через время готовый кубик льда можно дать подержать ребенку. Обратить внимание, что капельки на коже – это та же вода, которая была ранее заморожена.
Тонет — не тонет
Для эксперимента необходимо следующее:
- 3 полулитровых пластиковых стаканчика, наполовину заполненных водой;
- 10 столовых ложек соли;
- 2 сырых куриных яйца.
В одном стаканчике растворить всю соль. Концентрация должна быть высокой. Затем поместить по одному яйцу в солевой концентрат и в чистую воду. В первом случае предмет окажется на поверхности. Объяснить ребенку, что соль делает воду плотнее и выталкивает яйцо на поверхность. А в чистой воде предмет опускается на дно. Из третьего стаканчика в солевой концентрат тонкой струйкой добавить воду. При этом яйцо будет потихоньку погружаться под воду.
Сухая салфетка
На дно стакана поместить сложенную салфетку таким образом, чтобы при переворачивании она не выпадала. Перевернуть стакан и медленно опустить его на дно емкости с водой (ванна, таз). Важно, чтобы стакан полностью оказался под водой. Затем поднять стакан и достать салфетку. Она окажется сухой. Объяснить малышу, что в емкости остается воздух, который не дает намокнуть бумаге.
Подводная лодка
Опустить стакан в емкость с водой донышком вверх. Но внутри емкости не должно остаться воздуха. Затем нужно взять трубочку, завести один ее конец под стакан, а через второй, который остался на поверхности, дунуть. Воздух опрокинет стакан и вытолкнет его на поверхность. Малыш должен увидеть, что воздух легче воды, поэтому и предметы, в которых есть воздух, будут подниматься на поверхность.