Как правильно учить ребенка говорить?
Задержка речевого развития является актуальной проблемой в последние годы, поэтому многие родители хотят знать, как научить ребенка говорить. Важно помнить, что каждый малыш – это индивидуальность, и к нему нужно найти соответствующий подход. Чтобы он быстрее начал разговаривать, нужно чаще вести беседы во время выполнения бытовых дел, игр, прогулок. Тогда ребенок будет слушать маму и папу, запоминая звуки и слоги.
Почему важно не упустить момент?
Развитие лингвистических навыков у детей начинается в раннем возрасте. В течение первых месяцев жизни закладываются фундаментальные знания по поводу структуры, мелодии и интонации речи.
Беседы с малышом помогут сформировать надежную основу для его будущих успехов. Если с ребенком мало общаться, то к двум годам он будет отставать в развитии. Чем больше кроха знает слов в первые годы, тем лучше развивается интеллект. Поэтому каждый родитель должен знать, что с малышом нужно разговаривать чаще, даже если он еще не может ответить.
Важно принимать активное участие в языковом воспитании с учетом возрастных особенностей, не подменяя его мультиками и компьютерными играми.
5 стадий развития речи
С самого рождения у малыша начинают формироваться речевые навыки. Этот процесс включает 5 стадий:
- Доречевой этап — крики и плач.
- Гуление. В возрасте нескольких месяцев ребенок издает первые звуки.
- Лепет — в 5-7 месяцев малыш издает звуки более отчетливо, начинает произносить слоги — ма, па, ба, в это время можно услышать первое «ма-ма».
- Псевдослова. В 7-9 месяцев ребенок произносит последовательность слогов, не имеющую предметной отнесенности и выражающую потребность или отношение. Также малыш начинает понимать слова и даже некоторые фразы взрослых.
- Первые слова. С 9 месяцев дети уже вкладывают смысл в то, что говорят.
Затем начинает увеличиваться словарный запас. После года малыш может произносить порядка 10 слов, при этом быстро учит и запоминает новые.
Как учить ребенка говорить с рождения до 3 месяцев
В этот период дети учатся распознавать звуки. Через некоторое время после появления на свет ребенок начинает распознавать голос матери. Он погружается в океан незнакомых звуков, которые окружают его, и старается находить в них смысл.
В 3 месяца малыш активно гулит и аукает, выдает различные комбинации гласных звуков. Разговорчивым он становится, когда ему максимально комфортно. Во время агукания у младенцев развиваются лицевые мышцы, подготавливаясь к воспроизведению более сложных звуков в дальнейшем.
Родители в это время не должны бездействовать. Полезно петь песни для малышей, рассказывать забавные потешки, читать развивающие стишки. Это можно делать еще до рождения. Говорить с младенцем стоит тонким и мелодичным голосом. Так правильно, поскольку подобным речевым стилем можно привлечь грудничка и облегчить знакомство с языком.
Важно, чтобы младенец находился в тишине, тогда он будет играть своим голосом, не отвлекаясь на внешние раздражители.
Проконсультироваться с педиатром, неврологом и ЛОРом следует, если в 3 месяца гуление отсутствует. Специалисты подскажут методы решения проблемы.
Обучение в 3-6 месяцев
Научить говорить полноценно в 3 месяца нельзя, так как в этот период навыки только формируются. В возрасте до 6 месяцев малыш может:
- Откликаться на свое имя. Полугодовалый ребенок уже знает, как его зовут, выказывает характерную реакцию на слова «мама» и «папа».
- Распознавать интонацию. Малыш знает, что к нему обращаются. Начинает улыбаться, когда с ним говорят ласково, плачет, если родители повышают голос.
- Выдавать звуки в том же тоне, ритме и темпе, что и взрослые.
- Выстраивать сложные цепочки звуков. Родители слышат не только гуление, но и совершенно новые звуки.
Вопрос, как быстрее научить ребенка разговаривать, уже начинает волновать матерей. В этом помогут:
- игры с называнием имени ребенка.
- частые беседы с малышом – поможет ему усвоить язык и выучить более сложные слова.
- использование в разговорах певучих интонаций и уменьшительных суффиксов.
Поводом для волнения может стать отсутствие у ребенка смеха и реакции на новые звуки.
Развитие речи в 6-9 месяцев
Малыш уже умеет махать рукой в ответ на «пока-пока». Он больше лепечет, повторяя простые слоги, активнее выражает свои эмоции. В звуках, которые он выдает, можно различить удовольствие или сварливость.
Ускорить развитие помогут звуковые игры. Мама может повторять звуки, которые выдает ребенок, и произносить новые короткие слова, чтобы он повторял их. Также полезна демонстрация произношения звуков. Во время разговора следует подносить ладонь малыша к своим губам, чтобы он чувствовал, как они двигаются.
Начинать беспокоиться стоит тогда, когда младенец отказывается подражать интонации взрослых, не откликается на свое имя, выдает редкий и однообразный лепет.
Продолжение обучения после 9 месяцев и до года
Малыш уже умеет произносить короткие фразы, называет предметы вслед за родителями. Он понимает больше, чем может выразить, и впервые осмысливает сказанное. Словарный запас в этом возрасте составляет до 20 слов. Поэтому родители интересуются, как разговорить ребенка в год.
Родители в таком возрасте должны:
- Комментировать все свои действия. Если мама и папа хотят, чтобы малыш узнавал их и осознавал, кто это, они должны говорить: «мама идет в магазин», «папа пьет чай». Лучше, если день проходит разнообразно и наполнен событиями. Это помогает ребенку запомнить больше новых слов.
- Рассказывать названия частей тела, предметов, имена родственников, со временем описания нужно делать более подробными, добавляя названия цветов. Если малыш повторяет, его нужно поддерживать, проговаривая слово еще раз.
- Во время разговора растягивать гласные звуки.
- Читать больше волшебных сказок с яркими иллюстрациями. При этом следует называть предметы и показывать их на рисунке.
- Помогать в развитии артикуляции. Для этого можно кривляться, показывать язык, строить рожицы. Это привлечет ребенка и спровоцирует его сделать зарядку для лица.
- Отучить от соски. Речь будет более затруднительной, если после года малыш не оказался от пустышки. В таком случае он не сможет полностью проговаривать буквы «п», «б» и другие, которые формируются в передней части рта.
Беспокоиться следует, если к году ребенок не может сказать «мама» и не показывает на рисунке названный предмет.
Развитие речи у детей до 2 лет
В год ребенок должен уже овладеть начальной базой, а затем его речевые навыки продолжают развиваться. Он уже умеет отказывать, если, например, не хочет есть, начинает строить простые фразы, запоминает большое количество новых слов.
Этот период сопровождается лексическим взрывом. Речь наполняется глаголами и другими частями речи, кроха уже может произнести до 300-400 слов.
Мамам и папам в таком возрасте следует:
- Использовать в разговоре новые слова, вовлекая в диалог ребенка. Специалисты утверждают, что чем чаще родители общаются с детьми до двух лет, тем выше будет интеллект в подростковом возрасте. Очень важно, чтобы малыш шел на контакт.
- Притворяться, что не понимают ребенка, и просить объяснить словами, выстраивая простой диалог.
- Поощрять попытки вступить в разговор. Если малыш сказал что-то непонятное, необходимо переспрашивать, но не выражать раздражение, проявляя только любовь и терпение.
- Привлекать к домашним делам. Можно попросить принести что-то или убрать за собой.
- Учить маленьких детей новым словам довольно трудно. Со сложностями сталкиваются не только родители, но и сам ребенок, так как он должен научиться управлять сотней мышц речевого тракта. В этом помогают мыльные пузыри.
Если малыш в полтора года не слушает окружающих, не произносит слова осознано, стоит заволноваться.
Посетить специалиста следует, если в 2 года ребенок не повторяет за взрослыми, не может ответить на простой вопрос и общается больше с помощью жестов.
Как учить ребенка разговаривать в 2-3 года
В этом возрасте дети воспринимают длинные рассказы, ориентируются в абстрактных понятиях. Они умеют построить многословную фразу, разговаривают с причастиями и предлогами, союзами и местоимениями. В 3 года словарный запас достигает 700 слов, малыш может компоновать длинные фразы.
Родители должны:
- Задавать вопросы, спрашивая о цветах, количестве предметов, их размерах. Выстраивать вопрос нужно так, чтобы малыш не отвечал односложно, а подробно описывал предмет.
- В разговорах пользоваться длинными предложениями, отказываясь от коротких фраз. Сложные обороты помогут ребенку в освоении структуры языка. Ведь невозможно научиться говорить то, чего вы не слышали.
- Каждый день читать малышу и объяснять прочитанное.
- Вместе петь детские частушки, что помогает развивать речевой аппарат, и стихи для памяти и пополнения словарного запаса.
- Уделять внимание развитию мелкой моторики. Это важный совет, так как отделы мозга, отвечающие за речь, расположены рядом. Их развитие стимулирует лепка из пластилина, мозаика, нанизывание бусин.
Логопедические упражнения, которые помогут заговорить
Профессору Павлову удалось доказать, что когда дети начинают говорить, они при этом используют мышцы, идущие от языка к коре головного мозга. Это значит, что мелкая моторика оказывает благоприятное влияние на развитие речи.
Чтобы малыш поскорее овладел навыками, необходимо выполнять такие упражнения:
- Играть с крупами: пересыпать, просеивать, искать в ней игрушки, рисовать на манке.
- Лепить из пластилина или обычного теста.
- Рисовать пальчиковыми красками или кисточками.
- Играть с пальчиками. В этом помогут пальчиковые игрушки, песенки, специальные игры.
- Читать книги, беседовать с малышом.
- Играть игрушками, при этом разговаривать, вызывать ребенка на диалог.
- Каждый день описывать домашние занятия, рассказывать о своих действиях.
- Вместе смотреть развивающие мультфильмы — Деревяшки, Тини Лав, слушать песни из Малышариков и Синего трактора.
- Регулярно водить малыша на детскую площадку, чтобы он играл в песочнице и общался со сверстниками.
Логопеды настоятельно рекомендуют эти занятия, так как они положительно отражаются на речевых функциях, помогая быстрее заговорить.
Артикуляционная гимнастика для малышей
Очень полезно предварительно сделать массаж. Важно, чтобы у малыша было хорошее настроение. Продолжительность упражнений должна составлять не более 15 мин.
Затем можно приступать к выполнению упражнений:
- Надувание шарика. Это хороший массаж для лица.
- Локомотив. Нужно издавать звуки паровозика, складывая губы трубочкой и выполняя круговые повороты по часовой стрелке и против.
- Улыбка. Сначала улыбнуться, потом сложить губы трубочкой. Делать так пару минут.
- Поцелуй. Можно поцеловаться, сводя губы трубочкой.
- Лошадка. Нужно издавать звуки, которые делает лошадка, останавливаясь. По возможности это следует делать несколько минут без перерыва, разрабатывая губы.
- Языком проводить по губам из стороны в сторону.
- Поочередно дотрагиваться языком до верхней и нижней губы, водить от уголка к уголку.
- Имитировать умывание, гладя руками щеки, лоб, нос, растирая шею.
- В конце гимнастики необходимо повторить гласные и согласные звуки.
В некоторых случаях только логопед или педиатр сможет подсказать, что делать, если ребенок не говорит. Поэтому если все методы оказались бессильны, стоит сходить на прием к врачу.
Специалисты утверждают, что сейчас дети разговаривают хуже, что связано с тем, что родители мало общаются между собой и с детьми. Чтобы избежать проблем, начинать занятия с малышом нужно с первых месяцев его жизни. Родители должны все время разговаривать с чадом, читать сказки, петь песни. Это поможет ему раньше заговорить, так как дети повторяют все за мамой и папой. Слушая взрослых, малыш постепенно напрягает голосовые связки, шевелит губами и языком, поступательно разрабатывая мышцы. Если после 3 лет ребенок не произносит ни звука или не может говорить простые слова, это уже повод для консультации с доктором.
Читайте также:
- действенные методики обучения чтению;
- как научить ребенка красиво писать;
- учимся плавать с самого рождения.