Как научить ребенка держать ложку и есть самостоятельно?
Навыки, которые нужно привить ребенку с раннего детства – одевание и обувание, соблюдение гигиенических процедур и, конечно, самостоятельный прием пищи. Всем известно: если у малыша нет патологий развития, его нельзя вечно кормить «с ложечки». Но многие родители не знают, как научить ребенка есть ложкой. Ниже – о том, каким образом он может получить этот навык.
В каком возрасте ребенок готов кушать самостоятельно?
Конкретную цифру нельзя узнать заранее: все индивидуально. Причем зависит это не только от того, насколько развит малыш, но и от готовности родителя: не каждый готов сразу набраться терпения и долго учить малыша.
Но одно универсально: минимальный для обучения этому навыку возраст – 6 месяцев. Кстати, именно в этом возрасте (или на месяц раньше) вводится прикорм.
Однако не стоит учить малыша сразу, едва только он увидел ложку. Важно, чтобы он:
- понял, для чего нужна ложка; для этого он должен получать прикорм минимум 3-4 недели;
- умел уверенно (или почти уверенно) держать ложку;
- мог сидеть настолько хорошо, чтобы не нуждаться в поддержке взрослого.
Важно: необходимо понаблюдать за малышом и уследить те моменты, когда он проявляет интерес к принадлежностям для приема пищи – присматривается, тянется к ним. Вполне возможно, он даже будет пытаться подражать родителям. В этом случае можно смело начинать учить его.
Выбор первой ложки для малыша
Дети любят цветные вещи, поэтому посуда (в том числе ложка) должна быть красивой. Но превыше всего – безопасность. Не всякая цветастая посуда является детской. Краска может быть токсичной и попасть в рот!
Определить, детская это посуда или нет, можно при помощи требования в магазине специального сертификата. Сертификация детских товаров стоит дорого, и некоторые производители, чтобы сэкономить, ярко украшают посуду и выдают ее за детскую.
Кто-то спросит: нельзя ли дать обычную ложку? Может, блеск металла ему тоже понравится? Но даже тем родителям, которые игнорируют внешний вид посуды (чего детские психологи не советуют), есть смысл обратить внимание на ложку, предназначенную специально для маленьких детей. Дело в том, что такие ложки:
- сделаны из качественного пластика;
- металл может обжечь губы малыша, и тогда озабоченность родителей тем, как научить ребенка кушать ложкой, затянется;
- имеют глубину, удобную для «новичков»: ребенку будет легче подцепить пищу губами;
- обладают длинной ручкой: так будет проще достать пищу из баночек.
Как научить кроху держать ложку?
Главное – терпение. Привить умение есть ложкой получится не сразу, но можно сделать этот процесс более простым и приятным.
Малыш должен понять, что ложка не игрушка, а инструмент для принятия пищи. В противном случае обучение затянется. Поэтому важно предлагать ее ребенку только тогда, когда он проголодается.
Совместные приемы пищи не только способствуют сплочению членов семьи, но и помогают ребенку научиться правильно держать ложку. Малыши копируют поведение взрослых. Это поведение касается и самостоятельного пользования ложкой.
Не стоит перебарщивать с помощью. Нужно лишь слегка поддерживать ложку, но держать ее должен сам ребенок.
Гиперответственные родные (особенно мамы и бабушки) могут переживать, что из-за неумения орудовать ложкой малыш останется голодным. Тогда на первых порах можно накормить его основным блюдом, а десерт пусть съест с помощью ложки сам. Раз ребенок так любит сладкое, пусть потрудится, чтобы его получить!
Важно: часто из-за пристального наблюдения взрослых дети волнуются (да и со взрослыми иногда такое бывает). Поэтому будет полезно «нечаянно» отвлечься.
Перед кормлением стоит тщательно планировать время: оно должно быть с резервом, чтобы все успеть: не исключено, что процесс затянется на 2-3 часа. Докармливать не нужно. Еще раз: главное – терпение.
Красивой должна быть не только посуда. Будет прекрасно давать ребенку украшенные фруктами и овощами блюда, фигурки животных из еды и прочее, на что хватит фантазии. Для этого существуют особые терки и ножи. Когда пища аппетитно выглядит, мотивация к обучению усиливается.
Показывая, как правильно держать ложку ребенку, не следует настаивать на этикете: пусть малыш на первых порах ест так, как ему удобно.
Если ребенок левша, не нужно перекладывать ложку в правую руку: это негативно влияет на психику.
Что делать, если ребенок не хочет есть сам?
Пусть он смотрит на других. Опять же, в ход пойдут совместные ужины. Кстати, малышу будет нелишним понаблюдать за другими детьми: братьями, сестрами, гостями.
Профилактика превыше всего. Игры, мультики, чтение во время еды – табу. Это вредно для пищеварения. Если один раз совместить с этим прием пищи, потом малыш не будет хотеть есть без развлечений.
Нельзя насильно кормить малыша или класть ему большие порции, иначе он возненавидит процесс принятия пищи, в том числе держание ложки.