Осёл и соловей
Осел увидел Соловья
И говорит ему: «Послушай-ка, дружище!
Ты, сказывают, петь великий мастерище.
Хотел бы очень я
Сам посудить, твое услышав пенье,
Велико ль подлинно твое уменье?»
Тут Соловей являть свое искусство стал:
Защелкал, засвистал
На тысячу ладов, тянул, переливался;
То нежно он ослабевал
И томной вдалеке свирелью отдавался,
То мелкой дробью вдруг по роще рассыпался.
Внимало все тогда
Любимцу и певцу Авроры;
Затихли ветерки, замолкли птичек хоры,
И прилегли стада
Чуть-чуть дыша, пастух им любовался
И только иногда,
Внимая Соловью, пастушке улыбался.
Скончал певец. Осел, уставясь в землю лбом,
«Изрядно, — говорит, — сказать неложно,
Тебя без скуки слушать можно;
А жаль, что незнаком
Ты с нашим петухом;
Еще б ты боле навострился,
Когда бы у него немножко поучился»,
Услыша суд такой, мой бедный Соловей
Вспорхнул — и полетел за тридевять полей.
Избави бог и нас от этаких судей.
В этой басне мне больше всего понравился образ Осла, поражающего своим невежеством: он выглядит смешно, когда советует соловью поучиться у петуха. Сама басня мне понравилась тем, что под образами животных Крылов доходчиво и наглядно, с тонкой иронией показал, что бывает, когда люди берутся судить о том, о чём ничего не знают.
Неправомерна ситуация, когда невежда начинает судить о делах, в которых он не разбирается, не является специалистом. Критиковать в конструктивном русле и давать советы может только специалист в этой теме.
Бодобных «ослов» в жизни среди людей очень много. Фактически в каждом месте, в каждом коллективе есть такие «судьи». Как говорится в знаменитой фразе: «Других судить вы мастера, а начните с себя, то до других не доберетесь». Басня отлично отображает эту действительность.