Делаем бумажный самолетик как из детства
Мало кто, будучи ребенком, не пробовал соорудить что-то из бумажного листка. Это были кораблики, которые потом с восторгом запускались по весенним талым ручьям. А еще были смешные прыгающие лягушки и красивые цветы. Сейчас это называют модным словом оригами. Наши бабушки и дедушки, папы и мамы даже не подозревали, складывая самолетик из бумаги, что занимаются полезным для мелкой моторики творчеством. Гораздо важнее было придумать интересную схему, добиться, чтобы твой самолетик полетел дальше других, заложил красивый вираж, дольше всех продержался в воздухе. Так появилось увлечение «ками хикоки»: на японском языке «ками» означает бумага, «хикоки» – самолет.
Несколько фактов из истории
Первое упоминание об использовании бумаги для создания летающих игрушек относят первому веку нашей эры. Разумеется, это был Китай с его роскошными бумажными змеями. Но современный самолетик появился не раньше 1930 года. Один из основателей корпорации Локхид, Джек Нортроп, придумал изготавливать бумажные копии самолетов для возможности протестировать конструкторские решения в проектируемых реальных самолетах.
Из проектного бюро идея разлетелась по миру куда быстрее, чем настоящие аэропланы. Мальчишки и девчонки делились идеями, как сделать самолетик из бумаги, и запускали в небо свои творения.
Позже Энди Чиплингом была основана Ассоциация бумажного авиастроения. Более того, в 2006 году Ассоциация провела первый чемпионат мира, где фанаты соревновались в запуске бумажных моделей. Сегодня такие чемпионаты проводятся регулярно. Соревнуются по трем дисциплинам: дальность полета, длительность планирования и фигурный пилотаж (аэробатика). Имеются и коммерческие турниры, наиболее популярен Red Bull Paper Wings.
На заметку! Самая отчаянная битва в этом виде спорта ведется за продолжительность полета.
Конструкторы постоянно экспериментируют со схемами и материалами, пытаясь создать модели, которые летают очень долго. Тринадцать лет держался рекорд Кена Блекберна, чей самолет удерживался в воздухе в закрытом помещении 27,6 секунд. Этот факт зафиксирован и в Книге рекордов Гиннесса. Такой самолетик относят к классу планёров. Причем модель Блекборна создавалась вопреки мнению, что дольше летают модели из легких материалов. Конструктор просчитал, что достаточную длительность может обеспечить только мощный стартовый бросок почти вертикально, с отклонением не больше десяти градусов. При этом у модели должны быть короткие крылья и определенный вес. Легкий самолет с большими крыльями просто невозможно выбросить достаточно далеко.
Для более дальних полетов или фигурного пилотажа модели требуют принципиально другой схемы. Существует множество известных техник по складыванию самолетиков. Они постоянно видоизменяются, дополняются и совершенствуются. Ведь по-настоящему увлеченным создателям совсем не хочется, чтобы их творение бесславно зарывалось носом в землю сразу после старта.
Основы бумажного самолетостроения
Так как же добиться, чтобы самолетик красиво и долго парил над землей? Главное условие – от простого к сложному. Не стоит начинать сразу с самой сложной схемы, даже если она обещает фантастически долгий полет. Тренироваться лучше на простых, незамысловатых моделях, оттачивая не только точность работы с бумагой, но и навыки стартового броска.
Итак, имеется стопка бумаги, найдена не одна схема складывания, есть огромное желание поработать руками. Теперь несколько советов для успеха:
- дальность полета обеспечат узкие, длинные модели. Они более жесткие, их центр тяжести смещен на нос;
- для испытаний нужно или просторное помещение (типа спортзала) или полностью безветренная погода;
- запуск производят максимально мягко, но сильно;
- для каждой модели подбирают конкретную по плотности бумагу;
- сгибы необходимо выполнять предельно ровно, симметрично, прорабатывать грани;
- для далеко летающих моделей подойдет только гладкая бумага;
- если при испытании самолет слишком резко взмоет вверх, но потом упадет, нужно немного утолстить нос (загнуть его вовнутрь или прицепить к нему небольшую скрепку);
- выровнять полет, не дать самолетику «косить» вбок, поможет простой загиб крыла с проблемной стороны.
Вам может быть также интересно: Варианты создания корабликов из бумаги разной сложности.
Самые простые схемы
Новичкам в оригами самолетики из бумаги стоит складывать по самым простым схемам. Это разумно, если вместе со взрослыми хотят творить дети. Уже в процессе увлекательного занятия можно рассказать ребенку, что в технике оригами можно сложить почти настоящий истребитель, или что существуют модели, которые официально запрещены на любительских соревнованиях, так как они способны планировать очень-очень долго.
Большое значение имеет точный выбор бумаги. Она должна быть одновременно легкой, прочной, гладкой и хорошо держать заданную форму. Хотя первые опыты можно ставить и на исписанных листках школьной тетрадки. Такие самолеты вполне способны пробудить интерес к моделированию.
Самая простая и наиболее распространенная схема выглядит так:
- Согнуть лист А4 пополам по вертикали.
- Уголки с одного края сложить к центру.
- Сложить к центру стороны целиком.
- Сложить самолетик, прогладить пальцем или ногтем сгибы.
- Распрямить крылья.
Вторая схема отличается от первой, что добавляется еще один сгиб стороны к центру (т.е. после уголков стороны к центру складываются дважды). Запускают модели мягким движением вверх, под острым углом. Если запуск проводят на улице, придется учесть силу и направление ветра, чтобы модель летела «по ветру», а не против него.
От простого к сложному
Если азы самолетостроения из бумаги уже освоены, можно попробовать сложить своими руками для детей более сложную и интересную модель. Она носит забавное наименование «Бульдожик» – видимо, из-за срезанного носа, форма которого смахивает на мордочку бульдога. Схема немного сложнее, но вполне по силам всем:
- Лист складывают пополам, формируют сгиб, разворачивают.
- Уголки классически складывают внутрь навстречу друг другу.
- Переворачивают лист. Получившуюся треугольную верхушку загибают вниз.
- Загибают уголки, чтобы они встретились друг с другом чуть выше вершины загнутого треугольника.
- Кончик треугольника загибают наверх, теперь все уголки должны встретиться в одной точке.
- Складывают модель пополам вдоль центрального сгиба. Получается курносый задорный самолетик.
- Отгибают крылья, выпрямляют их.
«Бульдожик» прост для освоения детьми. Гораздо сложнее научить их запускать модель мягкими плавными движениями. При необходимости корректируют крылья, подгибая их края и добиваясь более ровного и долгого полета. А это произойдет наверняка, так как у «Бульдожика» более совершенная аэродинамика.
Как сложить из А4 самолет-истребитель, способный продержаться в воздухе еще дольше, покажет следующая схема. Она потребует больше терпения, возможна и неудача. Немного тренировок и усидчивости помогут преодолеть эти трудности и подарят мгновения восторга. В такой же технике можно создавать не только истребитель, но и «Стеллс», фронтовой бомбардировщик, реактивный пассажирский лайнер «Конкорд».
Достаточно внести в схему элементы реальных моделей:
- Лист А4 складывают пополам.
- Уголки загибают к линии сгиба.
- Еще раз складывают стороны, стремясь получить треугольник.
- Острый угол треугольника загибают вниз.
- Скошенные края на заготовке снова загибают к центральной линии.
- Эти же уголки вновь загибают к центру, но уже наружу, а не внутрь.
- Длинный конец (нос самолета) аккуратно вытягивают с обратной стороны.
- Заготовку складывают пополам, затем расправляют крылья.
Очень полезно не просто иметь перед глазами схему складывания, но и посмотреть подходящий ролик. Пошаговое описание большинства схем представлено ниже.
Разнообразие моделей
Большинство схем имеют много общего. За аэродинамические свойства в них отвечает конструкция хвоста. Создание моделей типа «Гомез» или «Маленький Никки» потребует уже основательной сноровки и немалой усидчивости. Зато и самолетики эти летают действительно далеко и долго.
Наиболее проста и одновременно необычна схема «Утка». Для такого самолетика необходимо:
- Согнуть лист пополам.
- Уголки загибают внутрь, к линии сгиба с обоих сторон, получая ромб.
- Верхняя часть ромба загибается вперед и складывается «гармошкой».
- Нижняя вершина ромба отгибается наверх.
- Конструкция складывается пополам, затем крылья аккуратно расправляются.
Эта модель летит ровно и поэтому довольно долго. Нос не тянет вниз, вбок не позволяет заваливаться необычная форма корпуса.
Со временем опыт позволит перейти на самые сложные модели. Так как сгибов и складок будет намного больше, стоит вначале потренироваться в одиночестве, чтобы потом легко помочь ребенку и показать ему, как сделать крутой бумажный самолетик. Для этих целей подойдет модель «Стриж». Эту модель обязательно нужно предварительно отработать самостоятельно, следуя подробным пошаговым инструкциям. Так как это сложная модель, с огромным количеством сгибов и складок, поневоле придется освоить науку делать их аккуратно и ровно. Зато потом, работая вместе с детьми, можно рассчитывать на неподдельное восхищение и радость в их глазах.
Создание бумажных самолетиков не просто игра. Это развитие пространственного восприятия, навыки конструирования, тренировка усидчивости и воспитание терпения. Но в какой бы технике ни создавались модели – испанской, оригами или норвежской – важным остается момент совместного творчества и восхищение от красивого полета своей модели.